>
Понёва
По мнению историков славянских языков, слово “понёва” (или понява) первоначально означало кусок ткани, полотенце, пелена, занавеса. Некоторые авторы полагают, что древние славяне называли так не само одеяние, а материю, из которой его делали, - разновидность полушерстяной ткани, как правило, клетчатого рисунка. Однако большинство историков и этнографов именно этим словом обозначают набедренную одежду, которую получали девушки, достигшие возраста невест.
Древнейшие поневы первоначально представляли собой три несшитых полотнища, скрепляющиеся на талии пояском. Затем их стали сшивать, оставляя один разрез – спереди или на боку. В таком виде удобные, нарядные, теплые понёвы дожили в иных деревнях до нашего века. Были они такой же длины, как и рубаха, - до шиколок или до икр, смотря как было принято в той или иной местности. Во время работы углы поневы можно было подвернуть и засунуть за пояс. Это называлось – носить поневу “кульком”. Подворачивали поневы и на праздниках - с целью показать богато вышитый подол рубахи.
В народе распашные (имеющие разрез) поневы именовали “разнополками” или ”растополкаи”. Существовали и полностью сшитые, наподобие юбки. В этом случае к трем традиционным полотнищам добавлялось четвертое – прошва. Его делали из другой материи, оно делалось короче, и снизу его надставляли “подпольником” из куска той ткани, из которой кроились остальные. Внешне получалось что-то вроде передничка. Поневу украшали вышивкой, характер которой зависел от возраста женщины – самые нарядные носили, конечно, незамужние девушки и молодицы, пожилые ограничивались полоской цветной тесьмы по краю подола. Белая с белой вышивкой прошва считалась верным признаком траурного наряда.
В России еще в начале XX века по клеткам крестьянской поневы можно было угадать губернию, уезд и даже деревню, откуда приехала женщина. На севере Рязанской губернии носили черные или темно-синие поневы с клетками из белых или цветных нитей. На границе Тульской и Рязанской губерний фон поневы был красным с пропущенными по нему черными и белыми нитями. А возле города Касимова преобладали красные поневы в синюю клетку. Археологические находки подтвердили, что эта традиция тянется в глубину веков – к древним славянам. Женщины племени вятичей, занимавшего когда-то Рязанскую, Тамбовскую, Орловскую, Калужскую области, предпочитали синие клетчатые поневы. Западнее, на территории радимичей, клетки поневы были красными.
![Hosted by uCoz Hosted by uCoz](http://s205.ucoz.net/img/cp/5.gif)