Во все времена наши предки охотно обувались в лапти – “лапти”, “лыченицы”, “лычаки”, “лычные сапоги”, - причем, несмотря на название, зачастую сплетенные не только из лыка, но и из березы и даже из кожаных ремешков. Практиковалось и “подковыривание» (подшивание) лаптей кожей. Способы плетения лаптей – например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка – были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям. Древние вятичи предпочитали лапти косого плетения, новгородские словене – тоже, но большей частью из бересты и с более низкими бортиками. А вообще поляне, древляне, дреговичи, радимичи, по-видимому, носили лапти в прямую клетку. Плетение лаптей считалось легкой работой, которой мужчина занимался между делом.
При археологических раскопках во множестве найдены остатки стоптанных лаптей, заготовки и инструменты для плетения – кочедыки. Делали кочедыки из костей (из ребер животных) или из металла. Учеными найдены кочедыки, изготовленные еще в каменном веке. О глубокой древности лаптей свидетельствует такой эпизод. Старообрядцы-кержаки, жившие на Урале в XIX веке, лаптей не носили, зато мертвых хоронили исключительно в лаптях.
Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок – кожаных поворозов или веревочных оборозов. Завязки несколько раз перекрещивались на голени, прихватывая онучи.
Дешевизна, доступность, легкость и гигиеничность такой обуви не требует доказательств, в отличие от долговечности. Лапти имели очень малый срок службы. Зимой они пронашивались за десять дней, после оттепели – за четыре, летом, в страдную пору, - и вовсе за три. Собираясь в дальний путь, с собой брали не одну пару запасных лаптей. “В дорогу идти – пятеры лапти сплести ” – гласила пословица.